ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ – 2022. Важные моменты при работе

В соответствии с федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее 63-ФЗ) с 1 января 2022 года руководители организаций (лица, действующего от имени юридического лица (далее – ЮЛ) без доверенности), а также индивидуальные предприниматели (далее — ИП) получают новый квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее — КЭП) только в удостоверяющем центре ФНС России (далее – УЦ ФНС России), а также у доверенных лиц УЦ ФНС России.

Доверенных лиц всего три – ПАО «Сбербанк России», Банк «ВТБ», АО «Аналитический центр». Никакие другие коммерческие аккредитованные центры, а также операторы электронного документооборота в этот перечень не входят, а следовательно, и не могут выдавать КЭП руководителям ЮЛ (лицам, действующего от имени ЮЛ без доверенности) и ИП. При этом КЭП, выданные коммерческими аккредитованными УЦ, возможно применять только до 31 декабря 2022 года, если только данный сертификат не закончится раньше. Если же срок окончания сертификата, выданный коммерческими аккредитованным УЦ, приходится на 2023 год, то такой сертификат будет действовать также только до 31 декабря 2022 года.

До 31 декабря 2022 года разрешено применять КЭП сотрудников ЮЛ (а также представителей ЮЛ, ИП) без применения машиночитаемой доверенности (далее – МЧД), такие сертификаты разрешено получать в коммерческих аккредитованных УЦ со сроком их действия не позднее 31 декабря 2022 года. Также до конца текущего года разрешено на добровольной основе применять МЧД в связке с электронной подписью физического лица, полученной в коммерческом аккредитованном УЦ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 января 2023 года вводится запрет на использование квалифицированных сертификатов сотрудников ЮЛ, а также представителей ЮЛ, ИП и вводится обязанность использования МЧД при электронном взаимодействии.

Таким образом, если ваша КЭП получена в коммерческом аккредитованном УЦ, а также если Вы взаимодействуете с налоговым органом в электронном виде через представителей, то Вам необходимо заранее обратиться в УЦ ФНС России и иметь в обязательном порядке КЭП руководителя, выданную УЦ ФНС России, начиная с 1 января 2023 года.

Так как сертификаты, выданные коммерческими аккредитованными УЦ, у большинства налогоплательщиков заканчиваются в конце 2022 года, крайне важно получить действующий сертификат в УЦ ФНС России уже сейчас, без очереди и длительного ожидания, которое возможно в конце года. Данная услуга бесплатна и оказывается в любой точке выдачи УЦ ФНС России. Выданная УЦ ФНС России КЭП может использоваться при совершении гражданско-правовых сделок, оказании и получении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий в различных информационных системах, а также использоваться в системах операторов электронного документооборота для сдачи отчетности в государственные органы.

Информация об оказании услуги выдачи КЭП УЦ ФНС России и адресах точек выдачи размещена на официальном сайте ФНС России.