С первого апреля 2020 вступили в силу следующие изменения:
— В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе закупать любые товары, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для предупреждения чрезвычайной ситуации или ее ликвидации.
— Утратили силу статьи 80 — 82 Закона № 44-ФЗ о предварительном отборе и о запросе котировок, которые необходимы были для проведения закупок связи с чрезвычайными ситуациями.
— До 31 декабря 2020 г. заказчику дали право не устанавливать обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства (статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой частью 64).
— Суммы начисленных неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году контрактов подлежат списанию в установленном Правительством РФ порядке (ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.04.2020 г. № 591).
— По контракту, в котором предусмотрены этапы, пеня исчисляется от цены соответствующего отдельного этапа исполнения контракта (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
— В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением новой коронавирусной инфекцией, а также в иных дополнительных случаях, которые определит Правительство РФ, при наличии обоснования, решения правительства или обеспечения исполнения контракта по новым обязательствам.
Помимо того, с первого апреля вступили в силу изменения в закупках в сфере строительства «под ключ» (ПИР + СМР) (п. 55 ст. 112):
— Исключено условие о распространении положения только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
— Правом утверждать перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ» теперь наделены и местные администрации, при этом перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.
— В рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.
Что ввел Верховный суд?
Свою роль в модернизации закона о госзакупках внесли и решения Президиума Верховного Суда РФ от 21 апреля текущего года. Они касаются ситуации с пандемией коронавируса.
Суд, в частности, установил, что нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года не являются нерабочими днями в том смысле, как они описаны Гражданским и Трудовым кодексом Рф. Такие нерабочие дни не могут являться основанием для переноса срока исполнения обязательств исходя из положений ст. 193 ГК РФ. Помимо того, по мнению суда, ситуация с коронавирусом не может быть универсальным обстоятельством непреодолимой силы. Существование обстоятельств непреодолимой силы в спорных ситуациях должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела. Учитываются сроки исполнения обязательства, характер неисполненного обязательства, степень разумности и добросовестности действий и т.д.).
В свою очередь, обстоятельства, возникшие из-за пандемии, которые стороны не могли предвидеть при заключении договора, могут являться основанием для изменения и расторжения договора на основании ст. 451 ГК РФ. Это возможно в том случае, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Что изменилось в Федеральном законе?
С 24 апреля в России вступили в силу некоторые изменения в федеральный закон. В частности, уже с 24 апреля по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ сумма закупки увеличена до 600 тысяч рублей. С первого июля обеспечение гарантийных обязательств становится правом заказчика, а не обязанностью. При этом его размер не может превышать 10 % от Н(М)ЦК. Обеспечение исполнения контракта снижено и составляет от 0,5% (вместо 5%) до 30% от НМЦК.
При казначейском сопровождении, заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта. Если закупка проводилась только для СМП, СОНКО его максимальный размер ограничен 10 % от НМЦК (цены контракта). Если же в рамках контракта предусмотрен аванс, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять не менее размера аванса (кроме случая, когда расчеты в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению). С первого января 2021 года комиссии по закупкам будут обязаны проверять соответствие участников требованию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (при условии, что участник — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки не было привлечено к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ). Также определена единая дата вступления в силу всех будущих поправок (за некоторыми исключениями), вносимых в Закон № 44-ФЗ, в части планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установления новых способов закупок, осуществления контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок – это 1 января.
Что изменил коронавирус?
Третьего апреля Правительство России приняло постановление «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции». Данное постановление также существенно повлияло на закон о госзакупках. Согласно постановлению, сроки, предусмотренные Законом 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях (при этом суббота и воскресенье не учитываются). При направлении участнику закупки, с которым заключается контракт, проекта контракта заказчик вправе увеличить срок исполнения обязательств.
Помимо того, члены комиссии заказчика по осуществлению закупок вправе осуществлять рассмотрение заявок на участие в закупке, не присутствуя лично на заседании такой комиссии. Это возможно, если используются средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, и при условии соблюдения требований законодательства РФ о защите государственной тайны. С 24 апреля также разрешается проводить закупку закрытым способом в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Это касается заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Помимо того, теперь не подлежат размещению в Единой информационной системе сведения о закупке, осуществляемой в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники. Это заказы на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Законом установлены правила исчисления сроков для проведения закупок в 2020 году по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в дни, объявленные нерабочими в связи с коронавирусом. Правила по срокам, следующие:
— сроки, которые исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных, не учитывая субботу и воскресенье;
— последний день срока, который приходится на указанный период, нужно переносить только в том случае, если он выпадает на субботу, воскресенье или праздничный день.
Что изменилось в Оренбургской области?
В Оренбургской области региональное законодательство о закупках из-за ситуации с пандемией коронавируса также изменили. Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное приказом минэкономразвития Оренбургской области дополнено следующими пунктами:
— правом заказчика не устанавливать требование обеспечения заявки и требование обеспечения исполнения договора;
— возможностью по соглашению сторон изменить срок исполнения договора, и (или) цену договора, и (или) цену единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;
— правом заказчика не начислять неустойку (штрафы, пени) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в 2020 году обязательств по причине связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.